Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Аттестация

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Шкробот Наталья Николаевна

воспитатель высшей

квалификационной категории

 

Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления, воображения и речи – к чувственной красоте природы.

В.А. Сухомлинский

 В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развивать способность чувствовать, думать, творить. В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения.

В Учебной программе дошкольного образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитанию креативной личности.

         Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею [2, с. 103].

         В результате моей педагогической деятельности я сделала вывод, что природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Важно только воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

         Изучив разные методики работы с природным материалом, я пришла к выводу, что на современном этапе развития общества задача педагогов – формировать умение у  детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей творческого воображения, в основе которого лежат овладение обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, мультфильмов.

         В связи с вышеизложенным,  актуальность проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом,  определена следующим образом:

  •  недостаточность разработанных в педагогической теории программ и потребность в них воспитателей учреждений дошкольного образования в системе методической работы с природным материалом для развития творческого воображения.

         Осознание актуальности вышеназванной проблемы привело меня к формулированию темы изучения и обобщения педагогического опыта: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом».

Цель опыта: изучение влияния разного природного материала, способов и приемов работы с ним на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

         Данная цель реализуется через следующие задачи:

  •  изучить и проанализировать теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;
  •  определить наиболее оптимальные организационные условия, обеспечивающие развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
  •  выявить наиболее эффективные способы, приемы и формы работы с разным природным материалом, которые способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  •  разработать годовой план работы с природным материалом с учётом требований Учебной программы дошкольного образования;
  •  выработать практические рекомендации для родителей и педагогов, позволяющие осуществлять развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

         Проблеме развития творческого воображения у детей посвящено значительное число исследований и методических разработок.

         Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и  социального мира. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, и др.). Именно развитие творческого воображения порождает новые образы, составляющие основу творчества [1, с. 9].

          Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего, такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

         Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н.Палагина) [4, с. 12].

О.М.Дьяченко выделяет два способа действия при построении воображаемых образов: 1) «опредмечивание» (в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает его); 2) «включение» (ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений). Однако, как показало исследование   Л.А. Парамоновой, О.А. Христ, способ «опредмечивания» при определенных условиях организации конструирования из природного материала также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. И связано это, прежде всего, с использованием детьми такого приема, как «убирание лишнего из имеющейся целостности». Решение задач таким способом ставит детей перед необходимостью видеть целое раньше его частей. [4, с. 12]

         Таким образом, проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста не является принципиально новой. Однако, как показал анализ литературы, арсенал средств, которые можно использовать с данной целью, не исчерпан.

         Ребенок дошкольного возраста достаточно свободен в своем творчестве. У него гораздо больше, чем у младшего школьника, времени на художественное творчество. На мой взгляд, работа с природным материалом является, во-первых, не только прекрасным средством для развития творческих способностей, воображения, но и обладает завораживающей, притягательной силой; во-вторых, эти занятия одновременно являются и занятиями по развитию речи, они стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению пассивного словаря; в-третьих, помогают детям дошкольного возраста систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их. При создании коллективных работ у детей дошкольного возраста развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться. Благодаря работе с природным материалом можно успешно решать еще одну важную задачу – развивать мелкую моторику рук.

 Хочу отметить, что создание развивающей среды – одно из важнейших условий развития творческого воображения, творческой личности ребенка. Правильно созданная развивающая среда обеспечивает, во-первых, возможность совместной творческой деятельности, во-вторых, становится основой для проявления индивидуального творчества каждого ребенка. В работу по созданию центра познавательно-практической деятельности,   я активно привлекла детей и родителей. При подборе материала я учитывала требования Учебной программы дошкольного образования и Перечня средств воспитания, обучения для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Весь природный материал по происхождению делится на три группы:

  •  материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора);
  •  материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
  •  материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки).

         Материал хранится в коробочках, подписанных и обозначенных картинками для удобного пользования детьми. В центре присутствует еще один компонент - полка для выставки детских работ. Центр познавательно-практической деятельности  не «застывший»: благодаря детскому творчеству он преобразовывается и обновляется.

         Наиболее эффективными и удобными формами организации работы с природным материалом я считаю индивидуальную, в парах и подгрупповую.

Мой опыт работы с разным природным материалом подтверждает, что для развития творческого воображения принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания» («Рассмотри природный материал и расскажи, что именно смог в нем увидеть?»,  «Что тебе он напоминает?»), а затем как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; формировать такие приёмы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, комбинирование, убирание лишнего [4 с. 12]   (Приложение 1).                                    

         Весь материал по обучению разным способам и приемам преобразования стараюсь преподносить воспитанникам в интересной и доступной для них форме. Применяю следующие приемы: демонстрация (сочетается со словесными методами); упражнение, показ этапов выполнения работы (использование технологической карты изготовления поделки); корректирующий показ (стараюсь меньше объяснять, провоцируя детей на самообъяснение «Подумай, как красивее?», «Попробуй использовать разные материалы в сочетаниях»).

         Одним из интереснейших природных материалов, которые я применяю для развития творческого воображения, являются листья и семена растений.  Наиболее доступной для детей формой работы является аппликация. Она проста и привлекательна. Преимуществом аппликации из природных материалов являются готовые формы (листья, семена). Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передавать самые различные предметы, объекты: птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения - лишь только стоит применить способ «опредмечивания» и пофантазировать.

Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

         Продлить яркий летний праздник цветов мы сможем, подарив им вторую жизнь, создавая композиции из сухих растений. При организации познавательно-практической деятельности отдельные занятия отвожу для того, чтобы научить детей правильно собирать цветы (в первые дни цветения, иначе после засушиваниям они потеряют форму) и правильно их засушивать.  Интересен был эксперимент с одуванчиком. Как-то на прогулке дети спросили: «А можно сохранить одуванчик?». Тогда мы принесли цветок в группу, взяли лак для волос и «закрепили» пушистую прическу цветка. В ножку одуванчика вставили проволоку – и всю зиму любовались этим воздушным цветком.

         Детям очень нравится создавать композиции из растений – такой вид деятельности называется флористика. Эта разновидность аппликации, в которой все детали сюжета подбираются из сухих лепестков, листьев, трав, цветов и семян. Аппликация из растений может быть предметной, декоративной и сюжетной.

         Большой интерес у детей вызывает составление букетов – аранжировка. Здесь учимся подбирать цветы и пропорции, учитывая соотношения букета, вазы и интерьера. Дети принимали участие в выставках букетов: «Усе кветкiў госцi к нам», «Двенадцать месяцев».

Особое место в развитии творческого воображения у детей я отвожу природному материалу, собранному в лесу. Здесь необходимо, прежде всего, предоставить ребенку самостоятельность. Пусть он внимательно рассмотрит имеющийся материал, расскажет, что именно смог в нём увидеть. Нужно помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Работать с лесным материалом можно в двух направлениях.

          Первое, когда после прочитанной сказки или рассказа ребенок ищет природный материал, напоминающий по своей форме образ полюбившегося героя. Второе, когда имеющийся у детей материал сам настроил ребенка на создание какого-то образа. Нельзя сказать, какой путь лучше, они оба дают возможность проявить ребенку свою индивидуальность.

         Жёлуди и каштаны по форме и цвету очень хороши для любой работы. Это готовые головы насекомых, животных, туловища человечков.

         Грецкие орехи используем как в качестве основного материала, так и для изготовления отдельных деталей. Несмотря на свою прочность, ореховая скорлупа довольно хорошо обрабатывается. Она прекрасно смотрится в изделии, а в некоторых работах орехи, благодаря своей фактуре, просто незаменимы.

         Шишки (еловые и сосновые) – прекрасный материал для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, птиц, человека.

          А хвойные иголочки можно собирать в любое время года. Их используем для выполнения игрушек и отдельных деталей изделий (например, колючек ежа, юбочки для куклы или усиков бабочки).

         Разнообразные ветки, собранные на прогулке, используем при изготовлении некоторых частей изделий (рук, ног, шеи), для оформления букетов и объемных композиций. Для этого лучше подходят ветки сосны, ели. При этом постоянно напоминаю детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать сухие ветки.

         Березовая кора – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей и панно. Не зря в старину говорили, что береза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Береста – прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, сшивается, на ней можно рисовать, писать, выполнять аппликационные работы.

         Вот уже много лет я отдаю предпочтение таким природным материалам, как свежие плоды: кабачки, тыквы, картофель. Они развивают у детей фантазию, учат находить неожиданное решение, работа с ними носит увлекательный, творческий характер. В этом труде всегда есть новизна, поиск. Используя естественную форму плодов, дети получают фигурки различных персонажей, узнаваемость которых достигается дополнительными деталями из ниток, ткани, бумаги, пластилина, пуговиц.

Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и оклеивается цветной бумагой. В работе используем,  как целую скорлупу, так и ее части. Такая работа требует от ребенка большой аккуратности и внимательности.

         Дети никогда не проходят мимо интересного и приносят в детский сад красивые камушки, ракушки. Исследуя собранный материал, они запоминают свойства каждого из них: форму, цвет, фактуру,– учатся наблюдать, сравнивать.

         Большие камни дети расписывают красками, из маленьких камушков выполняют интересную мозаику.

         Удивительно интересный и податливый материал – речной песок. Он позволяет открыть новый творческий импульс и закрепить ранее полученные знания о свойствах природных материалов (Приложение 3.1).

                  Мною подобран не только природный материал, но и разработан план работы с ним, также подобраны  игры и упражнения, которые направлены на то, чтобы помочь ребенку управлять процессами творчества (Приложение 3.2, 3.3).

         Воспитатели могут включать предложенные темы и  игры в занятия, нерегламентированные виды деятельности, при организации прогулки, что будет способствовать развитию у детей фантазирования, пониманию закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

         Педагоги-психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах, в программах по развитию творческого мышления и воображения.

         Родители в моей подборке найдут задания, которые можно выполнить с детьми дома. Эти задания помогут им глубже понять своего ребенка, удивиться богатству и неповторимости его внутреннего мира. А некоторые игры можно использовать  отдыхая с ребенком на прогулке, на природе или при организации праздника (Приложение 3.3).

Особое внимание уделяю анализу детских работ. В работах, которые выполнены по собственной задумке детей и на творческих занятиях, я подчеркиваю их неповторимость, умение использовать различный природный материал. Очень часто с детьми организовываю тематические выставки. Например, «Листик, листик – вот и я», «Память о лете», «Осенний сувенир», «Волшебная скорлупа», «Береста – прабабушка бумаги».

         Именно такие выставки впоследствии сделали наших родителей настоящими помощниками в развитии творческого воображения у детей, а не только «оценщиками» их достижений и неудач.

         Для поддержания интереса к природному материалу у детей старшего дошкольного возраста, для реализации их желания применять свои творческие возможности, мною часто организовываются выставки совместных творческих работ детей и родителей «Папины руки, мамины ручки и мои ручонки», для  взрослых разработаны групповые и индивидуальные консультации и рекомендации (Приложение 3.4, 3.5).

         Опыт моей работы показал следующие результаты:

         Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что к концу года:

 -  дети различают разный природный материал;

-   фантазируют, думают, ищут, анализируют и творчески подходят к выбранному природному материалу;

-   используют разные способы и  приемы  преобразования действительности;

-   работы выполняют самостоятельно с элементами новизны и оригинальности.

         Кроме того, я не могу не отметить, что благодаря проделанной мною работе, родители увидели, насколько дети их творческие. Результат: 45% детей группы с успехом занимаются в школе искусств.

         Мой опыт работы с детьми в условиях партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования и многопоколенной семьи подтверждает возможность развития творческого воображения в процессе работы с природным материалом при специально созданных организационно-педагогических условиях.

         Ими являются:

- профессиональная компетентность воспитателя;

- грамотно организованная предметно-развивающая среда;

- владение эффективными способами, методами и приемами работы с природным материалом в практической деятельности;

- активная позиция педагога в сотрудничестве с родителями и прародителями, вовлечение их в образовательный процесс.

         Трудно переоценить благотворное влияние природы на физическое и духовное здоровье человека. Общение «с прекрасным» облагораживает, делает добрее. О. Роден говорил: «Мир будет счастлив, если каждый человек душой будет художником».

Список литературы

  1.  Васильева, М.И. О развитии творческого потенциала дошкольников / М.И. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С.9.
  2.  Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Белоус, А.Н. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Коломинский Я.Л., Панько, Е.А., Белоус, А.Н.; под редакцией Я.Л. Коломинский. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – 237 с.
  3.  Нагибина, М.И. Волшебный мир природы. – Издательство: Академия развития,
  4.  Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
  5.  Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А.Стреха. – Минск: Нац. ин-т образования, – (Серия «Мир детства»).

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Аттестация

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"