Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Особенности знакомства ребенка с окружающей действительностью посредствам участия в разнообразных ви

Слайд-презентация 

https://docs.google.com/presentation/d/1aGymhXWcdoJmP2773JDjOiDCjvnl7tRu/edit?usp=sharing&ouid=107952665483441146979&rtpof=true&sd=true

Слайд 1

Особенности знакомства ребенка с окружающей действительностью посредством участия в разнообразных видах нерегламентированной деятельности

                                                       Леоненко Е.А., заместитель                                                                                  директора    

                                                       по основной деятельности,

                                                       Страха А.А., воспитатель

                                                       дошкольного образования 

Ребенок знакомится с окружающей действительностью посредством участия в разнообразных видах деятельности (предметная (в группах раннего возраста), познавательная практическая,  общение, игровая, художественная, трудовая деятельность).

Содержание направления «Социально-нравственное и личностное развитие» учебной программы дошкольного образования предполагает формирование у ребенка стремление к  самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

Содержание «Познавательное развитие» предусматривает обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; освоение элементарных математических представлений  и связанных с ними логических операций; формирование, расширение и обогащение  представлений об окружающем мире, умение устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире; воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему,  таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

 

Слайд 2    Образовательная область /Виды деятельности

Содержание образовательных областей «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» реализуется через создание ситуаций социального развития личности ребенка на основе различных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Слайд 3  Деятельность детей разных возрастных групп

Эта задача направлена на вовлечение детей в активный и деятельный процесс по взаимодействию и освоению социальной действительности. Дети включаются в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, предметную, художественную, познавательную практическую. При этом организация деятельности и общения  проходит с учетом возрастных, индивидуальных и групповых особенностей детей, ведущего вида деятельности и общения.

Слайд 4 Принципы 

Для реализации данных задач следует учитывать ведущие принципы:

  1. Деятельность и активность ребенка – важнейшее условие успешности в воспитании и обучении.
  2. Принцип системности предполагает целостное развитие личности ребенка в единстве интеллектуального, в системе знаний, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
  3. Краеведческий принцип – воспитание ребенка должно быть культуросообразно национально-региональным реалиям. Краеведческий принцип лежит в основе отбора содержания и планирования работы по ознакомлению с социальной действительностью.
  4. Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Принцип координации и интеграции деятельности педагогов предусматривает включенность всех субъектов образовательного процесса в рамках изучаемого материала.
  6. Принцип преемственности во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи.

Слайд 5 Условия реализации задач и принципов:

  1. Необходим отбор содержания и фактологического материала для работы с детьми (ценность, значимость). Материал, предлагаемый ребенку, должен нести доступную информацию, вызывать эмоции, чувства, соответствовать опыту и интересу детей, побуждать к деятельности, активности. Необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Работа с детьми должна быть ориентирована на активное овладение материалом. Новые знания должны побуждать, стимулировать детскую активность (в игре, общении, в творчестве и др.); вызывать желание и умение использовать знания в повседневной жизни, а также для добывания новых знаний. В работе с детьми следует отдавать предпочтение экспериментальным (продуктивным) видам деятельности.
  3. Ознакомление детей с социальным миром происходит при непосредственном контакте с взрослыми (родителями, педагогами и др.). При этом взрослый выступает как носитель культурных образцов, как посредник, призванный интерпретировать культуру в складывающуюся картину мира ребенка в контексте детского миропонимания.
  4. В рамках организации образовательного процесса эффективность работы может быть повышена за счет реализации принципа интеграции. Следовательно, необходимо «пронизывать» содержанием, которое входит в ознакомление с социальным миром, другие виды организованной деятельности, а также в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

 

 

Организация ознакомления детей с социальной действительностью проходит:

  • в специально организованной деятельности;
  • в режимных моментах;
  • в самостоятельной (свободной) познавательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность выстраивается на основе взаимодействия педагога с детьми в различных видах детской деятельности. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, интереса детей, сложности материала, педагог выбирает форму работы – коллективную, индивидуальную, подгрупповую.

При подготовке материалов педагог должен помнить, что знания о социальной действительности должны выполнять триединую функцию:

  • Нести информацию (информативность);
  • Вызывать чувства и эмоции (эмоциогенность);
  • Побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).

Слайд 6 Методы ознакомления с социальной действительностью

Для решения подобной триединой задачи, методы ознакомления с социальной действительностью можно представить четырьмя группами:

 - методы, повышающие познавательную активность;

-  методы, повышающие эмоциональную активность;

-  методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;

-  методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

Слайд 7 Региональный компонент

Следует отметить, что применяемые методы должны соответствовать цели, задачам, содержанию изучаемой темы, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Специфика работы по формированию представлений о социальной действительности должна быть связана с учетом этнокультурных особенностей региона, края, города, ближайшего окружения ребенка.

Для этого педагог, в первую очередь, сам знакомится с природой, культурой родного края.

Далее осуществляет отбор материала для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного края, что есть только там, где живут дети.

Составляет словарь-минимум тех слов, усвоение которых поможет детям понять новое содержание.

Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, при этом подчеркивая особенности природы; людей, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; людей, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.

Педагогом демонстрируется то, что присутствует в их родном крае, но характерно для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.

При этом педагог может использовать такие методы, как эвристические познавательные беседы, информативный метод на принципах интеграции (информация естественно-научного характера и сведения о человеческой деятельности) и культурологическом (приобщение к культуре). И следующие формы работы: экскурсии, праздники, викторины, планирование циклов тематических занятий «Путешествие по району города», встречи с известными людьми города и знакомство с их творчеством, «собирание великих идей и знаменитых историй», проектная деятельность на тему «Мой край» и многое другое.

Познавательный материал педагог планирует равномерно, по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе.

Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей. Все темы  взаимосвязаны и взаимодополняемы. Материал должен излагаться последовательно, с постепенным усложнением: от простого к сложному, от частного к общему.

Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель определяет тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно создавать в течение дня нравственно-этические ситуации.

Слайд 8  Совместная деятельности взрослого и ребенка

Большое место в течение дня  занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Информация усваивается детьми более успешно, в том случае, если педагог отдает предпочтение активным формам работы с детьми, таким как поисковая, экспериментальная, проектная, продуктивная деятельность, игровые ситуации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе организованной образовательной деятельности при усвоении представлений об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность.

При этом педагог должен создавать все условия для свободного выбора детьми деятельности, поддерживать их активность, инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности. Создавать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Видеоролик «Исследовательский проект (5 мин)

«Как растет картофель, если в нем нет семян?»

https://www.youtube.com/watch?v=Oogccpd-qsM

Слайд  9  Совместная деятельность  в процессе режимных процессов

Деятельность и общение способствуют удовлетворению естественных (эмоциональных, игровых, познавательных) потребностей детей, формированию правил, норм и опыта жизни среди взрослых и сверстников, а также деятельной и активной позиции в освоении социальной действительности. В процессе совместной деятельности дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества, умение договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

Помимо организованной образовательной деятельности, педагог должен запланировать образовательную деятельность в режимных моментах.

В утренние и вечерние отрезки времени воспитатель планирует и организует разнообразные дидактические игры, просмотр видеоматериалов социальной направленности, что создает условия для успешного обобщения и систематизации ранее полученных знаний о социальной действительности.

Видеоролик «Сервировка стола) (1 мин)

Слайд 10  Организация прогулки

Во время прогулки педагог организует наблюдения за трудом взрослых, например дворника, за сезонными изменениями в его работе (уборка снега, уборка территории от листвы и т.д.); воспитатель обращает внимание детей на окружающие предметы, организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов.

Во время прогулки педагог учит детей правилам общения, помогает разрешить конфликтные ситуации. При этом важно поставить ребенка в ситуацию самостоятельного выбора поведенческой реакции. Ребенок должен научиться согласовывать свои желания с правилами и законами общества. И здесь необходима положительная оценка педагога и его постоянное внимание к позитивным поступкам детей.

Слайд 11 Центры детской деятельности в разных возрастных группах

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе самостоятельной детской деятельности, требует создания специальных условий.

Во-первых, организации предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, безопасной, полифункциональной, доступной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Кроме того, при организации предметно-пространственной среды необходимо учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В связи с этим педагогу необходимо создать в группе различные центры активности, содержащие разнообразные предметы и материалы, которые будут обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, а также экспериментирование с доступными материалами.

Помощь в организации предметно-пространственной среды в группе вы можете получить, изучив методические рекомендации «Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования», разработанные ГУО «Гомельский институт развития образования» в 2017 г.

Слайд 12 Методы и приемы, используемые в различных видах деятельности

Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих детей к проявлению самостоятельности, творчества, выдумки в различных видах деятельности.

Самостоятельная познавательная деятельность, направляемая и поддерживаемая педагогом, обеспечивается через:

- Поиск новых знаний в различных формах общения (соревнования, групповые работы и т.д.);

- Моделирование и конструирование (составление план -карты улицы, дороги и т.д.);

- Микроисследования;

- Предметно-практические действия ребенка;

- Дидактические игры;

- Детское экспериментирование и опыты и др.

Воспитатель должен создавать все условия для самостоятельной и свободной деятельности детей. В своей работе использовать игровой метод обучения, так как он способствует созданию заинтересованности, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. Вовлекая группу желающих детей в игру, воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей.

В свободной деятельности воспитатель должен предоставлять детям возможность, доступными для их возраста способами и средствами, передавать впечатления, полученные из окружающей жизни: сюжетно- ролевая игра, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликации).

Эффективность процесса ознакомления детей с социальной действительностью зависит от того, какими средствами воспитания и обучения пользуется педагог.

Слайд 13  «Социальный портрет» окружения учреждения дошкольного образования

Первым, самым объемным и значимым средством является окружающая социальная действительность. Задача педагога проанализировать и отобрать из социального окружения такое содержание, которое несет в себе развивающий потенциал. В качестве примера можно рассмотреть «социальный портрет» окружения, в котором находится учреждение дошкольного образования. Педагог составляет «социальный портрет», в который включает:

1) описание социальных объектов ближайшего окружения  (школа, магазины, библиотека,  почтовое отделение, банк  и т.д.);

2) перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий;

3) указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом, районом,  в которых смогут принять участие сами дети (День города, масленица, спортивные соревнования);

4) перечень событий, которые будут иметь место в учреждении дошкольного образования и группе («день рождения» детского сада,  день именинника, озеленение участка и т.д.).

По каждому пункту педагог выделяет то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую информацию в перспективный план.

 Слайд 14 Социальная действительность: Предметы рукотворного мира и игрушка. Художественные средства.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с деятельностью людей и их взаимоотношениями.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира и игрушка. Поэтому очень важно организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по цвету, форме, материалу; поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению; формировать представления о назначении предметов.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Педагог должен грамотно подходить к выбору литературы. Очень важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, былины, рассказы,  стихи – и разного содержания: познавательные, юмористические, на темы морали. Определяя круг чтения, педагог должен учитывать возрастные возможности детей в области восприятия художественных произведений.

Когда речь идет об изобразительном искусстве и музыке, как средствах познания мира, педагог должен использовать произведения художников и композиторов, так как они способны не только «информировать», но и вызывать высокие нравственные чувства. Отбор произведений необходимо осуществлять на основе учета возраста ребенка, его интересов.

Слайд 15=1

Таким образом, при организации ознакомления детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что этот процесс сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одну от другой невозможно. Поэтому выбор методов и форм организации работы будет зависеть от цели, образовательных задач, от программного материала, возраста детей, а также от местных условий.

Следует отметить, что познание социальной действительности, как совокупности фактов, событий, явлений социального мира, можно считать одним из первоначальных этапов социализации. Поэтому уточнение особенностей организации ознакомления с социальной действительностью в современном учреждении  дошкольного образования имеет огромное значение для теории и практики дошкольного образования (взаимодействие с семьей, создание социальной ситуации развития ребенка, использование разнообразных видов деятельности ребенка с опорой на игровую деятельность, организация предметно-развивающей среды).

При реализации содержания ознакомления с социальной действительностью – окружающим миром очень важно грамотно выстроить работу с детьми, которая заключается в искусстве педагога умело сочетать методы, логично соотносить их с формой педагогической работы, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.
Соседние подразделы:
Требования к планированию образовательного процесса
Составление "Социального портрета" окружения учреждения дошкольного образования

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"