Слайд-презентация Требования к планированию образовательного процесса
Слайд 1
Требования к планированию образовательного процесса (нерегламентированной деятельности)
Е.А.Леоненко, заместитель директора
по основной деятельности
Планирование – научно обоснованная организация образовательного процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования.
Слайд 2 План
Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план реализации образовательного процесса в группе. Педагогу необходимо уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь интегрировать образовательные области.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Однако не всегда педагогу удается грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и др.
Слайд 3 Требования к плану
План образовательной работы с воспитанниками документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности педагогов, поэтому планирование должно быть также совместным. Как бы ни был оформлен план реализации образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципах целостности и системности, развивающего обучения, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;
- обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников;
- исходить из соответствия содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Слайд 4 Примеры плана реализации ОП в ГУО «ДЦРР г.Мозыря»
Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
В нашем учреждении воспитатели пользуются формой плана, представленном на слайде: нерегламентированная деятельность планируется по видам деятельности. Приняты единые цветовые условные обозначения во всех возрастных группах: утро (красный цвет), прогулка (зеленый цвет), вечер (синий), красная звездочка – образовательная технология, используемая педагогами, синяя звездочка – развитие творческих способностей воспитанников (Глава 19, статья 145 Кодекса об образовании).
Слайд 5 Форма плана для начинающих работать воспитателей
На следующем слайде представлена форма плана для начинающих работать воспитателей: планирование нерегламентированных видов деятельности осуществляется согласно распорядка дня возрастной группы.
Слайд 6 Условия планирования
Форма плана реализации образовательного процесса педагога с воспитанниками обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- выделение цели и программных задач планирования на определенный период работы с учетом требований учебной программы дошкольного образования;
- четкое определение результатов работы;
- выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.
Слайд 7 Алгоритм составления плана
Предложить определить позиции алгоритма для составления плана
(работа с аудиторией: на слайд появление позиций)
Алгоритм составления плана может быть следующим:
- Выделение из учебной программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей.
- Отбор содержания (из разных образовательных областей).
- Отбор методов и приемов работы с детьми, в т.ч. индивидуальной.
- Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели
- Анализ реализации плана работы воспитателя за неделю
Слайд 8 Вариативность планирования нерегламентированной деятельности разных возрастных групп: структура, содержание, принципы и способы реализации
Слайд 9=1
Воспитатели должны проявлять гибкость и творчество при планировании своей деятельности. Одним из вариантов планирования образовательного процесса в учреждении дошкольного образования является комплексно-тематическое, которое интегрирует разнообразные виды деятельности, реализующих разнообразные темы.