Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Консультации и рекомендации для педагогов

Памятка для воспитателей

«Организация художественно-речевой деятельности»

 

                                                 Елена Адамовна Леоненко,

                                                                заместитель директора по основной          

                                                               деятельности ГУО «ДЦРР г.Мозыря»

 

 

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Первые проявления художественно-речевых способностей наблюдаются в среднем и старшем дошкольном возрастах в словесном творчестве детей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в художественно-речевой деятельности, особенно большую роль играют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык, что является важной предпосылкой для развития художественных  способностей (Д.Н.Дубинина, В.А.Силивон. Н.С.Старжинская, Б.М.Теплов и др.).  Художественная деятельность детей, в которой проявляются и формируются художественные способности, активизируются к концу дошкольного возраста.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

 Для развития художественно-речевой деятельности необходимо:

- читать и рассказывать детям сказки и рассказы,

- разучивать с ними стихи,

- элементарно анализировать художественные тексты,

- пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения,

- придумывать собственные короткие сказки, рассказы, загадки.

Взаимосвязанными компонентами художественно-речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк).

Условия для художественно-речевой деятельности  в группе:

  • Организация в группе книжного уголка;
  • Организация уголка иллюстраций и картинок;
  • Организация театрально-игрового центра;
  • Организация уголка технических средств;
  • Организация вечеров, развлечений, литературных концертов;
  • Организация литературных игр, игр-драматизаци;
  • Организация виртуальных экскурсий в книжный магазин, детскую библиотеку, театр;
  • Организация выставок детского творчества.

Уголок книги – книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты детских писателей, круглый журнальный столик, стулья, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книжки, детские журналы:  «Вясёлка», «Мурзилка", "Веселые картинки" и др.

Уголок иллюстраций и картинок – детский столик, тематические папки и альбомы с картинками и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстрированная детьми витрина для рисунков по литературным произведениям, принадлежности для рисования.

Уголок технических средств – магнитофон, музыкальный центр, диски и аудиокассеты с записями знакомых литературных произведений, фильмоскоп, слайды, диафильмы.

Уголок театра условно разделяется на две части: "Волшебных превращений" и "Встреч с героями театра".  В уголке "волшебных превращений" находится "волшебный ларец" (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций,   в котором находятся шапочки-маски, элементы костюма, декорации. В уголке "Встреч с героями театра" – пособия для показа различных видов театров (театра кукол, теней, игрушек, настольного),  детская ширма, фланелеграф, "сцена".

Литературные игры:  "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги", "Скажи то же, но другими словами", "Скажи наоборот",  «Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Угадай, к какой картинке иллюстрация", "Отгадай, что нарисовано", "Расскажи сказку по картинкам". Основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр можно использовать различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.

Таким образом, правильная организация художественно-речевой деятельности способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

 

Источники

  1. Учебная программа дошкольного образования, Минск, 2012.
  2. Котко, А.н. Развитие творческой индивидуальности старшего дошкольника: учеб.-метод.пособие/ Котко А.Н., ГУО «Акад. последиплом. образования». – 2-е изд., доп. – Мн.: АПО, 2006. – 320 с.

 

Соседние подразделы:
Наш опыт работы
Аттестация
Готовимся к новому учебному году

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"