Памятка для воспитателей
«Организация художественно-речевой деятельности»
Елена Адамовна Леоненко,
заместитель директора по основной
деятельности ГУО «ДЦРР г.Мозыря»
На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.
Первые проявления художественно-речевых способностей наблюдаются в среднем и старшем дошкольном возрастах в словесном творчестве детей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в художественно-речевой деятельности, особенно большую роль играют поэтическое восприятие действительности, наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точный и выразительный язык, что является важной предпосылкой для развития художественных способностей (Д.Н.Дубинина, В.А.Силивон. Н.С.Старжинская, Б.М.Теплов и др.). Художественная деятельность детей, в которой проявляются и формируются художественные способности, активизируются к концу дошкольного возраста.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Для развития художественно-речевой деятельности необходимо:
- читать и рассказывать детям сказки и рассказы,
- разучивать с ними стихи,
- элементарно анализировать художественные тексты,
- пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения,
- придумывать собственные короткие сказки, рассказы, загадки.
Взаимосвязанными компонентами художественно-речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк).
Условия для художественно-речевой деятельности в группе:
- Организация в группе книжного уголка;
- Организация уголка иллюстраций и картинок;
- Организация театрально-игрового центра;
- Организация уголка технических средств;
- Организация вечеров, развлечений, литературных концертов;
- Организация литературных игр, игр-драматизаци;
- Организация виртуальных экскурсий в книжный магазин, детскую библиотеку, театр;
- Организация выставок детского творчества.
Уголок книги – книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты детских писателей, круглый журнальный столик, стулья, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книжки, детские журналы: «Вясёлка», «Мурзилка", "Веселые картинки" и др.
Уголок иллюстраций и картинок – детский столик, тематические папки и альбомы с картинками и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстрированная детьми витрина для рисунков по литературным произведениям, принадлежности для рисования.
Уголок технических средств – магнитофон, музыкальный центр, диски и аудиокассеты с записями знакомых литературных произведений, фильмоскоп, слайды, диафильмы.
Уголок театра условно разделяется на две части: "Волшебных превращений" и "Встреч с героями театра". В уголке "волшебных превращений" находится "волшебный ларец" (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций, в котором находятся шапочки-маски, элементы костюма, декорации. В уголке "Встреч с героями театра" – пособия для показа различных видов театров (театра кукол, теней, игрушек, настольного), детская ширма, фланелеграф, "сцена".
Литературные игры: "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги", "Скажи то же, но другими словами", "Скажи наоборот", «Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Угадай, к какой картинке иллюстрация", "Отгадай, что нарисовано", "Расскажи сказку по картинкам". Основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр можно использовать различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.
Таким образом, правильная организация художественно-речевой деятельности способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.
Источники
- Учебная программа дошкольного образования, Минск, 2012.
- Котко, А.н. Развитие творческой индивидуальности старшего дошкольника: учеб.-метод.пособие/ Котко А.Н., ГУО «Акад. последиплом. образования». – 2-е изд., доп. – Мн.: АПО, 2006. – 320 с.
Количество просмотров: