Аполонина Валентина Владимировна, учитель-дефектолог
- Образование - высшее
- Категория - II
- Стаж работы в должности - 10
График работы:
понедельник - 08.30 -12.30 перерыв 12.30 - 13.00
вторник - 08.30 -12.30 перерыв 12.30 - 13.00
среда - 08.30 -12.30 перерыв 12.30 - 13.00
четверг - 08.30 -12.30 перерыв 12.30 - 13.00
пятница - 15.00 - 19.00
Уважаемые посетители моей странички!
По интересующим Вас вопросам можете обратиться на мою электронную почтуdefektologdcrr32@yandex.by
Консультация для родителей
«Развиваем речевое дыхание»
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами.
Правильное физиологическое дыхание еще не значит правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена в легких, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Рассмотрим различия физиологического и речевого дыхания:
Физиологическое (жизненное) дыхание. |
Речевое дыхание |
Фазы: вдох – выдох – пауза. |
Фазы: вдох – пауза – выдох. |
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. |
Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. |
Назначение: осуществление газового обмена. |
Назначение: является основой голосообразования, формирования рече- выдохов, речевой моторики. |
Вдох и выдох через нос. |
Вдох и выдох через рот. |
Время затраченное на вдох и выдох, мерно одинаковое (4;5). |
Выдох значительно длиннее выдоха или (1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. |
Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая. |
В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет. |
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Какие трудности возникают у ребенка в процессе говорения?
Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему ребенку выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Правильный ротовой выдох:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
Игры и упражнения, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
«Лети, бабочка (листочек, снежинка, птичка)»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки (листочка, снежинки, птички).
Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Взрослый дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Снежинки»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
«Катись, карандаш!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
«Весёлые шарики»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами. Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Садимся за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
«Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом игры следует подготовить свистульки.
- Посмотри, какие красивые у вас игрушки-свистульки!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы ребенок дул, не напрягаясь, не переутомлялись.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Играйте и развивайте!
Основной комплекс упражнений
для совершенствования артикуляционного аппарата
«Солнышко-травка (Качели)»
Рот широко открыт, язык поднимать поочередно к носу, к подбородку. 10 раз.
«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. 10 раз.
«Почисти зубки»
Рот открыт. Кончиком языка провести по внутренней поверхности верхних и нижних зубов, затем по внешней поверхности зубов. По 5 раза.
«Лопатка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, затем спрятать.10 раз.
«Песенка язычка (Блинчик)»
Широкий язык высунуть изо рта прижимать губами и говорить
пя-пя-пя. 3-4 раза.
«Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов, задержать, затем спрятать и опять повторить. 4-5 раз.
«Потолочек (Маляр)»
Рот приоткрыт. Кончиком языка гладить небо от передних зубов до мягкого неба. 5-10 раз.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизывать губы. 2-3 раза.
«Улыбка-трубочка»
Удерживание губ в улыбке, затем вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 4-5 раз.
«Лошадка»
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно. 5 раз.
«Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу, задержать на несколько секунд.
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком поочередно упираться в щеки. 10раза.