Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Педагогический опыт

Государственное учреждение образования

«Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря»

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  

Майорова Марина Дмитриевна

воспитатель дошкольного образования

8(033)6507215

mozdcr@mail.gomel.by

  1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта «Формирование основ ресурсосбережения у детей старшей группы в процессе художественной деятельности».

1.2. Актуальность опыта

В целях укрепления экономической безопасности государства Президент Республики Беларусь в Директиве № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» поставил задачу принять исчерпывающие меры по экономии топливно-энергетических, водных и сырьевых ресурсов. Актуальность проблемы энергосбережения и связанной с этим проблемы сохранения климата не вызывает сомнений. Устойчивое развитие страны и цивилизации в целом возможно лишь при условии широкого распространения энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии и экономии электрической и тепловой энергии в быту. Успех решения обозначенной проблемы может быть обеспечен, если приоритетом всех людей, каждого человека в отдельности будет стремление беречь электрическую энергию и тепло [3].

В связи с этим, одной из задач, стоящих перед системой дошкольного образования, является формирование основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. Это объясняется необходимостью формирования культуры ресурсосбережения с истоков, с момента первых ее проявлений.  Однако, с моей точки зрения, говорить о культуре ресурсосбережения у детей дошкольного возраста в прямом смысле этого слова не стоит, так как на данном возрастном этапе закладываются только ее первоначальные основы.

Несмотря на это, в учреждении дошкольного образования решается задача воспитания у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам, оказания помощи детям в усвоении азбуки заботливого и бережного отношения к богатству земли, к тому, что создано руками человека.

Необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные педагоги (Л.И. Галкина, Л.А. Голуб, Л.Д. Глазырина, М.Ф. Грищенко, Е.А. Курак, Н.Н. Селиванова, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова). Современные дети живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования. В современном мире стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что природные ресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату, приобщить детей к основам ресурсосбережения в повседневной жизни.

 1.3. Цель опыта: формирование основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности.

 1.4. Задачи опыта:

  1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу формирования основ ресурсосбережения у детей старшей группы.
  2. Выявить степень сформированности экономических представлений у детей старшей группы посредством наблюдений, бесед, игровой деятельности.
  3. Создать условия, способствующие формированию основ ресурсосбережения у воспитанников.
  4. Обосновать эффективность и результативность работы по формированию основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет посредством использования художественной деятельности.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом начата с 2019 года и продолжается до настоящего времени.

Этапы формирования опыта: 1 этап – рефлексивный (проведение объективного анализа деятельности по данной теме, выявление затруднений при формировании основ ресурсосбережения у детей старшей группы;

2 этап – практический (подбор необходимых материалов по формированию понятий основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет и включение их в специально-организованную и нерегламентированные виды деятельности);

3 этап – обобщающий (обоснование эффективности использования художественной деятельности в формировании основ ресурсосбережения у детей старшей группы).

  1. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта заключается в использовании художественной деятельности при формировании основ ресурсосбережения у воспитанников.

2.2. Описание сущности опыта

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по вопросу формирования основ ресурсосбережения, я пришла к выводу о необходимости экономического воспитания уже с дошкольного возраста. Цель экономического воспитания – первоначальное ознакомление воспитанников с экономическими вопросами, формирование понимания о соблюдении правил поведения в природе, формирование навыков рационального природопользования [2, с. 335]. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть воспитаны начала разумных потребностей, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

Активизировать практическую деятельность энергосберегающей направленности помогают различные поручения и доступные задания детям. Например, проверить, не течёт ли вода из крана, плотно ли закрыты двери, везде ли выключен свет, где нет в нём потребности и т.п.

Формирование основ ресурсосбережения осуществляется через следующие виды художественной деятельности: изобразительная деятельность в процессе которой дети рисуют, лепят, конструируют из бумаги и строительного материала, делают аппликации; художественно – речевая деятельность, музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, театрализованная деятельность.

На занятиях по аппликации воспитанники составляли коллаж «Время менять привычки», «Уютный тёплый дом», на занятиях по рисованию, работали над рисунком «Королева-лампочка», рисовали эмблемы-памятки «Сберегалочка».

В конструировании дети 5-6 лет получают возможность передать то, что их взволновало, вызвало интерес, выразить своё отношение в ходе самостоятельной художественно-творческой деятельности к значимым ситуациям в жизни детей и взрослых. Например, после того как узнали, как и где вырабатывается электрический ток, как он поступает в дома, они смогли применить свои знания, впечатления в конструктивной деятельности - создали макет улицы и воспроизвели процесс поступления тока в дома. В процессе конструирования ими использовался как деревянный строительный, так и бросовый материал.

Мною составлена картотека загадок, стихотворений, скороговорок, пословиц по данной теме.

 Центр творчества пополнился сказочными персонажами Электрошей, Теплошей, Водяшей и Берегошей, которые являются экскурсоводами, рассказывают, как правильно относится к воде, электричеству и теплу.

В группе, в уголке книги, оформлена библиотечка «Гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы, а так же фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Уроки Берегоши», «Дошкольникам об экономике», «Что было до…», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три поросёнка», «Хаврошечка», сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, произведения С. Маршака и С. Михалкова, сказки «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дюймовочка, «Кошкин дом», «Морозко», а также сборник экологических сказок.

Широкие возможности связаны с чтением для детей художественной литературы из серии «Экономия и бережливость». После прочтения рассказов, стихов, сказок я провожу с детьми беседу, разыгрываю проблемные ситуации, вместе решаем экономические задачи. Дети охотно откликаются на предложение самим сочинить короткие тематические рассказы и сказки, основанные на жизненных реалиях. Хороший результат дает также использование мною пословиц и поговорок, связанных с вопросами экономии и бережливости.

Театрально-игровая деятельность одна из самых эффективных форм работы с воспитанниками. Тематика театральной деятельности не ограничена и именно поэтому часто используется в моей работе с детьми старшей группы. Участвуя в театральных постановках, воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. С помощью театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, не только формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественного эстетического воспитания, но и экономического.

Сказка наиболее понятна, интересна и доступна для детского восприятия. Поэтому театральные постановки, спектакли, развлечения с включением сказочных сюжетов ресурсосберегающего содержания заняли первостепенную позицию среди обучающих форм и методов работы с воспитанниками старшей группы. Именно театр помогает воспитывать у детей интерес к экономическим явлениям, расширять экономические представления, формировать такие понятия, как «экономия», «электроэнергия», «бережливость» и др.

В моей методической копилке имеются сценарии театральных постановок «Путешествие в царство экономики», «Теремок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Три экономных поросёнка», «Как подружились тучка с солнышком», «Новые приключения колобка» и др.

Драматизация сказок требует определенной подготовки: чтение и совместный анализ сказок, проигрывание отрывка из сказок, рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий, пантомимические этюды и упражнения.

Дети с удовольствием участвуют в театральной деятельности, выбирают роль с учетом собственных желаний. Им предлагаю на выбор сказку, стихотворение для постановки, они учатся запоминать и описывать любого героя, произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, в разных темпах, сочиняют этюды по сказкам, строят простейший диалог. В результате театрально-игровой деятельности дети приобретают уверенность в себе, формируют умение играть в коллективе.

Воспитанники эмоционально переживают содержание сказки. Это дает возможность тонко воздействовать на личность воспитанников, побуждать их к размышлению, выбору собственной позиции.

Инсценирование сказок в старшей группе осуществляется в следующих формах: инсценирование речевых вставок, диалогов, реплик; участие в настольном театре, кукольном театре. Самой любимой формой стала драматизация сказок «Теремок на Новый лад», «Заюшкина избушка»» и выступление перед зрителем (Приложение 1).

Выбирая или сочиняя сюжет к театрализованному представлению по ресурсосбережению, я разработала основные требования. Во-первых, вопросы энергосбережения довольно сложны для детского восприятия и требуют предварительной подготовки и сформированности понятийного аппарата. Многие понятия для детей неизвестны, а, значит, и театральное представление не будет иметь успех у зрителей, да и у артистов. Ведь ребёнок запоминает только то, что ему интересно и понятно. Материал должен быть доступен и соответствовать возрастным особенностям участников театрализованного представления.

Во-вторых, представление должно быть эмоционально привлекательно, чтобы неудачи героев переживались глубоко, проникновенно. А если радоваться успехам положительных героев, то от всей души.

В-третьих, наличие в представлении эпизодов, которые дети могут привнести в игру, что в дальнейшем заставит их стать субъектами деятельности, а в объекты обучения могут превратиться родители, знакомые или родственники.

В-четвёртых, выбранный для постановки сюжет должен быть динамичен, как и сама быстро изменяющаяся жизнь. Меняются цифры, факты обрастают всё новыми и новыми данными. Поэтому и театрализованное представление хочется видеть ярким, динамичным, позитивным и зрелищным.

В формировании основ ресурсосбережения в процессе художественно-речевой деятельности использую метод Cторителлинга, который можно применять как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. В структуру техники входят следующие элементы: вступление, развитие событий, кульминация, заключение. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому они затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему и т.д.). В своей работе стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории. Данный метод позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств воспитаннико. Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Например, я использую в своей работе игру «Кубики историй», где каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. В данной игре взрослый может направлять и корректировать сюжетную линию в данном направлении. «Кубики историй» облегчают запоминание сюжета, эффективны в процессе рассуждения. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами.

Начиная сочинять историю, я продумываю, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Например:

«Рисовательная» визуальная история. Картинки, схемы нарисованы заранее моей рукой или художника, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми.

«Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

«Магнитная» визуальная история. Похожа на аппликационную. Единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

«Фланелеграфная» визуальная история. Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.

Невозможно представить работу по основам ресурсосбережения без взаимодействия с семьёй. Мною разработаны для родителей памятки «Учимся экономить воду и получать доход», «Энергосбережение», «Теплосбережение», «Правила безопасного пользования газовой плитой». Консультации «Экономическое воспитания детей в детском саду и семье», «Ресурсосбережение в быту» и т.д. Значимым в приобретения знаний и творческим по форме реализации стал конкурс совместных рисунков детей и родителей на тему «Я в стране своей живу – свет и воду берегу», где дети и родители смогли проявить свою фантазию и выразить своё отношение к окружающему миру. Ведь именно в семье ребенок впервые сталкивается с основами ресурсосбережения.

Я привлекала родителей к помощи детям в проведении исследований по расходованию природных ресурсов в домашних условиях и выявлении возможности их экономии. Также родители поделились опытом сохранения природных ресурсов у себя в квартирах, написав мини-сочинения и приняли участие в конкурсе видеороликов.

Таким образом, родители становятся равноправными партнёрами в формировании основ ресурсосбережения у детей.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Подведение итогов работы в этом направлении показало, что формирование основ ресурсосбережения у детей старшей группы способствует формированию эмпирического опыта каждого ребёнка, накоплению представлений в области экономики. У воспитанников отмечен рост познавательного интереса и любознательности, готовность к овладению соответствующими формами поведения, проявление чувства бережливости в повседневной жизни [1].

Анализируя результаты работы с родителями, их уровень активности в образовании детей, хочется отметить, что родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, уделять больше внимания вопросам основ ресурсосбережения в своей семье. Дети приобрели навыки разумного потребления электроэнергии, научились замечать потерю тепла в жилище и сообщать об этом родителям. Воспитанники осознанно стали ориентироваться в происходящем, бережно относиться к окружающей среде, приобрели навыки рационального природопользования. Таким образом, в результате систематической работы по формированию основ ресурсосбережения у детей старшей группы, при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, прослеживается положительная динамика.

  1. Заключение

В целях повышения качества образовательного процесса наработанный материал был систематизирован, применен на практике в Государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря».

В результате работы над опытом были изучены особенности формирования основ ресурсосбережения у детей старшей группы. Система работы в области ресурсосбережения позволила добиться устойчивых представлений и простейших навыков у детей.

Проведённая работа дала возможность донести до детей в такой увлечённой, интересной, познавательной, активной совместной художественной деятельности такие сложные понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и другие, и приобщить детей к ценностям нравственно-экономической культуры.

Я убеждена, что данный вопрос актуален и своевременен, требует дальнейшего глубокого научного изучения и разработки.

Таким образом, системность работы в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении по ресурсосбережению способствует повышению уровня осведомленности в данном вопросе у участников образовательного процесса и формированию сознания необходимости экономии и бережливости у будущего гражданина Республики Беларусь.

 Государственное учреждение образования

«Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря»

 

         ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ» 

                    Бобровская Марина Александровна,

                       воспитатель дошкольного образования

8(033)6183568

                  e-mail: Marily2929@mail.ru 

  1. Информационный блок

         1.1. Название темы опыта «Формирование представлений о животных                  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций».

         1.2. Актуальность опыта

         У воспитанников 5-6 лет закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

         Ввести ребёнка в мир природы, развивать умения правильного взаимодействия с ней, бережного использования природных ресурсов, воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения –  задачи учебной программы дошкольного образования [2, с. 357].

         В предметное окружение воспитанников входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные. Поэтому ознакомление детей дошкольного возраста с животными – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Использование мультимедийных презентаций не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяет диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления образовательным процессом.

По сравнению с традиционными формами обучения детей старшей группы   мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации и позволяет разнообразить образовательный процесс.

Наблюдения и беседы с воспитанниками, показали, что дети имеют недостаточно сформированные представления о признаках животных как живых существ: животные двигаются, питаются, чувствуют окружающее при помощи органов чувств; растут и размножаются; о разных способах ухода  в соответствии с их потребностями, о животных разных природно-климатических зон, о сезонных изменениях в жизни животных; о группировке животных по разным признакам: по классу, месту обитания; о сезонных изменениях в жизни животных.

Передо мною встала проблема: как разнообразить образовательный процесс и сформировать представления у детей о мире животных.

Актуальность данной проблемы очевидна: мультимедийные презентации не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют сформировать представления о мире животных с опорой на наглядность, дают возможность  ребенку  быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

1.3. Целью данного опыта является формирование представлений о животных у детей старшей группы посредством использования мультимедийных презентаций.

1.4. Данная цель реализуется через следующие задачи:

1.4.1. Изучить методическую литературу и эффективность практической деятельности по данной теме;

1.4.2. Выявить степень сформированности представлений о животных у детей старшей группы посредством наблюдений, беседы, организации игровой деятельности;

1.4.3. Обновить  развивающую предметно-пространственную среду игровыми пособиями, оборудованием   по теме «Мир животных»; подобрать видео-, аудио- материалы, разработать конспекты занятий и составить к ним презентации, применить  их в практике работы;

1.4.4. Обосновать эффективность  и результативность применения на  практике мультимедийных презентаций, направленных на формирование представлений о животных у воспитанников 5-6 лет.

1.5. Длительность работы  над опытом.

Работа над опытом начата с 2016 и продолжается до настоящего времени.

Этапы формирования опыта:

         1 этап – подготовительный - изучение и анализ научно-методической литературы, нормативных документов, интернет-источников, эффективных практик педагогической деятельности по данной теме; выявление соответствия сформированности представлений о животных у детей старшей группы требованиям учебной программы дошкольного образования;

         2 этап - практический (подбор видеофильмов, аудиозаписей, составление презентаций, применение их в образовательном процессе);

3  этап - обобщающий - обоснование эффективности и результативности сформированности  полученных представлений у воспитанников посредством мультимедийных презентаций.

  1. Описание технологии опыта

         2.1. Ведущая идея опыта заключается в повышении интереса и создании мотивации у воспитанников на осознанное познание ребенком мира природы, целенаправленному развитию внимания, наблюдательности, мышления,  оптимизации времени для формирования  представлений о мире животных с использованием мультимедийных презентаций.

2.2. Описание сущности опыта.

Проанализировав научно-методическую литературу, нормативные документы по данному направлению, определила стратегию деятельности, которая является наиболее оптимальной и эффективной.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. Для ознакомления детей с природой он предлагал использовать книги с картинками, им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Мир животных изображен на шестнадцати картинках: прежде всего птицы (певчие птицы, полевые и лесные  птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, амфибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины [6, с. 64-87].

Я.А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности [5, с. 10].

В направлении познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой работали:   Л.С. Игнаткина «Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных», Е.Ф. Терентьева «Формирование у детей шестилетнего возраста первоначальных знаний о единстве организма и среды».

В направлении нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой работали А.А. Петрикевич «Исследование нравственного потенциала экологического воспитания дошкольников»,            З.П. Плохий «Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира)», М.К. Ибраимова «Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным».

         На сегодняшний день исследование проблемы использования  информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании в Республике Беларусь приобрело довольно широкий характер. Возможности использования мультимедийных презентаций   в учреждении дошкольного образования  изучает Н.В. Литвина. Она выделяет основные требования к оформлению слайдов, а также отмечает, что мультимедийная презентация должна соответствовать триединой дидактической цели, способствовать развитию психических познавательных процессов, содействовать пополнению словарного запаса и развитию речи, расширять кругозор детей [4, с. 135-137].  

Мультимедийные презентации прочно входят во все сферы нашей жизни. Применение их можно считать теми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания  и самостоятельно оперировать ими.

         Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста являются мультимедийные презентации, регламентированные по времени.

Мультимедийная презентация – это  логически связанная последовательность слайдов, объединенная тематикой и общими принципами оформления. Ребенку, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать, то есть воспринять всеми органами чувств.

Мною разработан цикл занятий по образовательной области  «Ребенок и природа» с использованием мультимедийных презентаций: «Времена года»: «Зимушка-зима» https://yadi.sk/i/MvVkAUKg-3wdgA,

«Весна» https://yadi.sk/i/6rB_suE9SIrTXQ.  Составила такие презентации, как  «Животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь» https://yadi.sk/i/iFp3XGPq8cXVIw, «Животные жарких стран»,  «Животные Антарктиды» https://yadi.sk/i/Y6nOD3VnzXyE-A, «Птицы» https://yadi.sk/i/YODK5a_PWJ91Iw, «Насекомые»  и другие (Приложение 1).

Обновила и систематизировала дидактические игры «Птушкi Беларусi», «Кто чем питается?», «Чьи следы?», «Бабочка», «Птица», игры-путешествия «Правила поведения в лесу», «Путешествие по экологической тропе», игры-загадки, подвижные игры под музыку. Звуковые материалы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих  «Голоса и звуки диких животных», «Кто живет в лесу», видеосюжеты «Как звери готовятся к зиме», «Животные Красной книги Республики Беларусь», «Зимняя жизнь птиц», познавательные фильмы «Насекомые», «Хищники Беловежской пущи».

Подобрала статические дидактические картинки по сериям: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы Беларуси» и другие, коллекцию картин о природе известных художников (И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана и др.), которую периодически пополняю, карты Беларуси и мира для детей, отображающие места обитания животных родной страны и всей Земли.

Систематизировала комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного напряжения, физкультминутки.

Для ознакомления детей с природными сообществами и климатическими зонами мною изготовлены из подручного материала (бумага, картон, ткань, природный материал и др.) модели «Лес», «Луг». В игровом центре разместила коллекции животных жарких стран и Севера.

В книжном уголке расположила библиографический материал (энциклопедии, энциклопедии 3D «Животные», «Секреты океанов», детские журналы о природе, экологические сказки,  познавательные книги,  содержащие пословицы, загадки, стихи, рассказы). Еженедельно обновляю материал в соответствии с темой недели. Периодически приобретаю детские журналы с игрушками из серий: «Животные леса» и «Животные дикой природы» (Приложение 2).

         При организации занятий с мультимедийной поддержкой использую различный иллюстративный материал (статичный,  динамический, звуковое сопровождение, короткие видеосюжеты), который способствуют хорошей его результативности.

         На этапе подготовки к созданию мультимедийной презентации наглядный и звуковой материал подбираю в соответствии со схожестью к натуральному объекту, реалистичности, с просматриванием всех деталей.   Мультимедийная презентация позволяет представлять обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образцов, состоящих из видео-, аудио-, анимационных эффектов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.  Формы и место использования презентации на занятии зависят от его содержания и цели.

         При использовании мультимедийных презентаций  занятия становятся эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у воспитанников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Повышается активность детей при рассматривании, обследовании объектов, развиваются зрительное внимание и  память, восприятие.

         Применяю мультимедийную презентацию как фрагмент занятия, провожу его по подгруппам, с соблюдением  гигиенических требований к организации образовательного процесса, руководствуясь специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования [4]. Образовательный процесс с воспитанниками строю при соблюдении следующих принципов: комплексности, систематичности и последовательности, научности, дифференцированного и индивидуального подхода  к воспитанникам.

Работа по формированию представлений о животных проводится как  в специально организованной деятельности, так и  в нерегламентированной, на прогулках. Дети наблюдают за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с их потребностями (игры «Птицы на ветках», «Узнай движение», «Чьи следы» и др.). Проводится аналогия потребностей животных с потребностями людей, выявляется сходство частей тела и их функций. Воспитанники подводятся к элементарному пониманию идеи единства человека и природы, таким образом, реализуется гуманистический подход к живой природе и отношению к животным (занятие «Животные, занесенные в Красную книгу», «Зима в Беловежской пуще», «Весна в Беловежской пуще» и др.).

Считаю, что использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе повысит эффективность запоминания,  интерес детей старшей группы к познанию мира животных и  сократит затрачиваемое время на обучение, а процесс усвоения представлений станет более эмоциональным, действенным.

         Особенно интересными для воспитанников являются занятия по решению проблемных ситуаций. Например, создается модель природного сообщества (лес, водоем и др.), а взрослый забирает один объект из сообщества и предлагает детям рассказать, как нарушится экологическая цепочка. Дети делают выводы «что» или «кто» нужен для жизнедеятельности определенных представителей живой природы, таким образом, развивается внимание, мышление и связная  речь детей.

         В работе с воспитанниками старшей группы для их познавательного развития применяю методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии.

При проведении занятий с помощью мультимедийных презентаций   провожу виртуальные путешествия в любой уголок земного шара                  (Приложение 3). Так, в  рамках занятия «Обитатели Антарктиды», мультимедийная презентация «Животные Антарктиды» позволила  красочно и ярко продемонстрировать жизнь обитателей холодных стран, образнее представить пингвина, тюленя, альбатроса, кита ().

Использование в организационной части занятия звукового электронного письма способствовало созданию проблемной ситуации «Поможем найти пингвинёнка Пороро?». Повествование о случившемся заинтересовало детей и обеспечило мотивацию к дальнейшей деятельности. Для большей эффективности воздействия на детей, презентация сопровождалась звуками вьюги, пением тюленей, китов, что дало возможность многократно усилить восприятие. Слайды с яркими иллюстрациями помогли расширить и закрепить представления детей об обитателях Антарктиды, а чередование наглядно-дидактического материала и беседы с воспитанниками помогли решить поставленные задачи.

Практика подтвердила, что меняющиеся и возникающие на экране изображения  вызывают у воспитанников больший интерес, чем традиционные иллюстрации, улучшают активность каждого ребенка и тем самым повышают интерес к заданию у всех детей: они свободно вступают в диалог и высказывают свои мысли.

2.3. Результативность и эффективность опыта

На заключительном этапе обобщены итоги работы в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования и образовательного стандарта дошкольного образования. Выявление степени сформированности представлений о животных у детей старшей группы осуществлялось посредством наблюдений и организации игровой деятельности («Инопланетяне в зоопарке»,  «Что сначала? Что потом?», «Где чья мама?», Кто что ест?», «Назови одним словом?»). Результаты показали, что в начале учебного года не все воспитанники могли описать внешний вид животных, называть их части тела, среду обитания, чем питаются. К концу пребывания в старшей группе  у  воспитанников сформированы представления об объектах живой природы, об элементарном  уходе за  животными, о взаимосвязях внутри природных сообществ, о сезонных изменениях в их жизни, о животных Красной книги Республики Беларусь, о правильном и безопасном поведении в природе, что способствовало развитию познавательного интереса и бережного отношение к ним.  Дети соотносят представителей животных по классам  (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся), с природным сообществом, климатической зоной; имеют представления о приспособлениях живых объектов к их среде обитания. Сформированы элементарные представления о строении объектов живой природы, функциях.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций даёт возможность строить образовательный процесс  на более качественном современном уровне. С учетом индивидуальных особенностей, способностей  обеспечено полноценное образование и сохранено здоровье воспитанников. Развиты  психические процессы, улучшена познавательная активность к миру животных в форме разнообразных вопросов определительного, причинно-следственного, гипотетического характера к взрослым и сверстникам, что позволяет лучше усваивать учебный материал. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает ребенку высокое и доступное качество подачи материала на основе различных коммуникативных каналов. Однако каким бы положительным потенциалом не обладали мультимедийные презентации, реализация их возможна лишь при правильной дозированности и регламентированности во времени руководствуясь принципом «Не навреди».

 Заключение

В целях повышения качества образовательного процесса наработанный материал был систематизирован, применен на практике в Государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря». Анализ результативности опыта использования мультимедийных презентаций при формировании у детей представлений о животных показал, что  он эффективен, поскольку позволяет повысить интерес к занятию, оптимизировать и сократить время на их усвоение.

Таким образом, можно сделать вывод, что, использование мультимедийных презентаций позволяет обогатить  развивающую предметно-пространственную среду, которая  будет побуждать детей к активному познанию мира животных.

Использование составленных мультимедийных презентаций в образовательном процессе способствовало сформированности у детей основ экологической культуры.

В перспективе планирую пополнить развивающую предметно-пространственную среду новыми мультимедийными презентациями по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения».

Опыт работы был  представлен на областном  семинаре «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагогов дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» (18.04.2018), транслируется в рамках деятельности районного ресурсного центра информационных технологий для педагогов учреждений дошкольного образования,  имею собственную публикацию по теме опыта педагогической деятельности (Приложение 4).

 Данный опыт работы рекомендую использовать воспитателям старших возрастных групп, учителям-дефектологам учреждений дошкольного образования.

 

Список используемых источников

  1. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. №137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований».
  4. Литвинова, Н.В. Применение компьютерных информационных технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста / Н. В. Литвинова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. Н. Воронецкая [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. - Минск: БГПУ , 2013. - С. 135 - 137.
  5. 5. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Стреха. - Минск: Нар. Асвета, 2012. - 64 с.
  6. Ян Амос Каменский, избранное педагогическое сочинение, том III Мир чувственных вещей в картинках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nesudobro.ru/library/book/komensky.pdf. - Дата доступа: 09.11.2019.
  7. Бобровская, М.А. Формирование представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста  средствами  мультимедийных презентаций// Дошкольное образование: Опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов XI Международного научно-практического семинара, Барановичи, 26-27 марта 2020 г./ Министерство образования Республики Беларусь, УО «Барановичский государственный университет». – Барановичи: 2020.- С.54-57.


http://www.academy.edu.by/files/KwEx_trebov.pdf

Соседние подразделы:
Нормативное правовое обеспечение
Квалификационный экзамен
Информация об условиях и порядке аттестации на присвоение квалификационных категорий
Информация для педагогических работников об условиях и порядке аттестации на присвоение квалификационных категорий В связи с поступающими запросами физических и юридических лиц, касающихся...
Состав аттестационной комиссии
Советы педагогу, аттестуемому на квалификационную категорию
Сопровождение аттестации
Перспективный план аттестации педагогических работников

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"