Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Педагогический опыт

Государственное учреждение образования

«Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря»

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  

Майорова Марина Дмитриевна

воспитатель дошкольного образования

8(033)6507215

mozdcr@mail.gomel.by

  1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта «Формирование основ ресурсосбережения у детей старшей группы в процессе художественной деятельности».

1.2. Актуальность опыта

В целях укрепления экономической безопасности государства Президент Республики Беларусь в Директиве № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» поставил задачу принять исчерпывающие меры по экономии топливно-энергетических, водных и сырьевых ресурсов. Актуальность проблемы энергосбережения и связанной с этим проблемы сохранения климата не вызывает сомнений. Устойчивое развитие страны и цивилизации в целом возможно лишь при условии широкого распространения энергосберегающих технологий, использование альтернативных источников энергии и экономии электрической и тепловой энергии в быту. Успех решения обозначенной проблемы может быть обеспечен, если приоритетом всех людей, каждого человека в отдельности будет стремление беречь электрическую энергию и тепло [3].

В связи с этим, одной из задач, стоящих перед системой дошкольного образования, является формирование основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. Это объясняется необходимостью формирования культуры ресурсосбережения с истоков, с момента первых ее проявлений.  Однако, с моей точки зрения, говорить о культуре ресурсосбережения у детей дошкольного возраста в прямом смысле этого слова не стоит, так как на данном возрастном этапе закладываются только ее первоначальные основы.

Несмотря на это, в учреждении дошкольного образования решается задача воспитания у подрастающего поколения экономного и бережного отношения к тепловой и электрической энергии, воде и другим природным ресурсам, оказания помощи детям в усвоении азбуки заботливого и бережного отношения к богатству земли, к тому, что создано руками человека.

Необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные педагоги (Л.И. Галкина, Л.А. Голуб, Л.Д. Глазырина, М.Ф. Грищенко, Е.А. Курак, Н.Н. Селиванова, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова). Современные дети живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования. В современном мире стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что природные ресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату, приобщить детей к основам ресурсосбережения в повседневной жизни.

 1.3. Цель опыта: формирование основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности.

 1.4. Задачи опыта:

  1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу формирования основ ресурсосбережения у детей старшей группы.
  2. Выявить степень сформированности экономических представлений у детей старшей группы посредством наблюдений, бесед, игровой деятельности.
  3. Создать условия, способствующие формированию основ ресурсосбережения у воспитанников.
  4. Обосновать эффективность и результативность работы по формированию основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет посредством использования художественной деятельности.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом начата с 2019 года и продолжается до настоящего времени.

Этапы формирования опыта: 1 этап – рефлексивный (проведение объективного анализа деятельности по данной теме, выявление затруднений при формировании основ ресурсосбережения у детей старшей группы;

2 этап – практический (подбор необходимых материалов по формированию понятий основ ресурсосбережения у детей 5-6 лет и включение их в специально-организованную и нерегламентированные виды деятельности);

3 этап – обобщающий (обоснование эффективности использования художественной деятельности в формировании основ ресурсосбережения у детей старшей группы).

  1. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта заключается в использовании художественной деятельности при формировании основ ресурсосбережения у воспитанников.

2.2. Описание сущности опыта

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по вопросу формирования основ ресурсосбережения, я пришла к выводу о необходимости экономического воспитания уже с дошкольного возраста. Цель экономического воспитания – первоначальное ознакомление воспитанников с экономическими вопросами, формирование понимания о соблюдении правил поведения в природе, формирование навыков рационального природопользования [2, с. 335]. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть воспитаны начала разумных потребностей, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

Активизировать практическую деятельность энергосберегающей направленности помогают различные поручения и доступные задания детям. Например, проверить, не течёт ли вода из крана, плотно ли закрыты двери, везде ли выключен свет, где нет в нём потребности и т.п.

Формирование основ ресурсосбережения осуществляется через следующие виды художественной деятельности: изобразительная деятельность в процессе которой дети рисуют, лепят, конструируют из бумаги и строительного материала, делают аппликации; художественно – речевая деятельность, музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, театрализованная деятельность.

На занятиях по аппликации воспитанники составляли коллаж «Время менять привычки», «Уютный тёплый дом», на занятиях по рисованию, работали над рисунком «Королева-лампочка», рисовали эмблемы-памятки «Сберегалочка».

В конструировании дети 5-6 лет получают возможность передать то, что их взволновало, вызвало интерес, выразить своё отношение в ходе самостоятельной художественно-творческой деятельности к значимым ситуациям в жизни детей и взрослых. Например, после того как узнали, как и где вырабатывается электрический ток, как он поступает в дома, они смогли применить свои знания, впечатления в конструктивной деятельности - создали макет улицы и воспроизвели процесс поступления тока в дома. В процессе конструирования ими использовался как деревянный строительный, так и бросовый материал.

Мною составлена картотека загадок, стихотворений, скороговорок, пословиц по данной теме.

 Центр творчества пополнился сказочными персонажами Электрошей, Теплошей, Водяшей и Берегошей, которые являются экскурсоводами, рассказывают, как правильно относится к воде, электричеству и теплу.

В группе, в уголке книги, оформлена библиотечка «Гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы, а так же фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах: «Уроки Берегоши», «Дошкольникам об экономике», «Что было до…», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три поросёнка», «Хаврошечка», сказки в стихах «Волшебное кольцо», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, произведения С. Маршака и С. Михалкова, сказки «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дюймовочка, «Кошкин дом», «Морозко», а также сборник экологических сказок.

Широкие возможности связаны с чтением для детей художественной литературы из серии «Экономия и бережливость». После прочтения рассказов, стихов, сказок я провожу с детьми беседу, разыгрываю проблемные ситуации, вместе решаем экономические задачи. Дети охотно откликаются на предложение самим сочинить короткие тематические рассказы и сказки, основанные на жизненных реалиях. Хороший результат дает также использование мною пословиц и поговорок, связанных с вопросами экономии и бережливости.

Театрально-игровая деятельность одна из самых эффективных форм работы с воспитанниками. Тематика театральной деятельности не ограничена и именно поэтому часто используется в моей работе с детьми старшей группы. Участвуя в театральных постановках, воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. С помощью театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, не только формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественного эстетического воспитания, но и экономического.

Сказка наиболее понятна, интересна и доступна для детского восприятия. Поэтому театральные постановки, спектакли, развлечения с включением сказочных сюжетов ресурсосберегающего содержания заняли первостепенную позицию среди обучающих форм и методов работы с воспитанниками старшей группы. Именно театр помогает воспитывать у детей интерес к экономическим явлениям, расширять экономические представления, формировать такие понятия, как «экономия», «электроэнергия», «бережливость» и др.

В моей методической копилке имеются сценарии театральных постановок «Путешествие в царство экономики», «Теремок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Три экономных поросёнка», «Как подружились тучка с солнышком», «Новые приключения колобка» и др.

Драматизация сказок требует определенной подготовки: чтение и совместный анализ сказок, проигрывание отрывка из сказок, рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий, пантомимические этюды и упражнения.

Дети с удовольствием участвуют в театральной деятельности, выбирают роль с учетом собственных желаний. Им предлагаю на выбор сказку, стихотворение для постановки, они учатся запоминать и описывать любого героя, произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, в разных темпах, сочиняют этюды по сказкам, строят простейший диалог. В результате театрально-игровой деятельности дети приобретают уверенность в себе, формируют умение играть в коллективе.

Воспитанники эмоционально переживают содержание сказки. Это дает возможность тонко воздействовать на личность воспитанников, побуждать их к размышлению, выбору собственной позиции.

Инсценирование сказок в старшей группе осуществляется в следующих формах: инсценирование речевых вставок, диалогов, реплик; участие в настольном театре, кукольном театре. Самой любимой формой стала драматизация сказок «Теремок на Новый лад», «Заюшкина избушка»» и выступление перед зрителем (Приложение 1).

Выбирая или сочиняя сюжет к театрализованному представлению по ресурсосбережению, я разработала основные требования. Во-первых, вопросы энергосбережения довольно сложны для детского восприятия и требуют предварительной подготовки и сформированности понятийного аппарата. Многие понятия для детей неизвестны, а, значит, и театральное представление не будет иметь успех у зрителей, да и у артистов. Ведь ребёнок запоминает только то, что ему интересно и понятно. Материал должен быть доступен и соответствовать возрастным особенностям участников театрализованного представления.

Во-вторых, представление должно быть эмоционально привлекательно, чтобы неудачи героев переживались глубоко, проникновенно. А если радоваться успехам положительных героев, то от всей души.

В-третьих, наличие в представлении эпизодов, которые дети могут привнести в игру, что в дальнейшем заставит их стать субъектами деятельности, а в объекты обучения могут превратиться родители, знакомые или родственники.

В-четвёртых, выбранный для постановки сюжет должен быть динамичен, как и сама быстро изменяющаяся жизнь. Меняются цифры, факты обрастают всё новыми и новыми данными. Поэтому и театрализованное представление хочется видеть ярким, динамичным, позитивным и зрелищным.

В формировании основ ресурсосбережения в процессе художественно-речевой деятельности использую метод Cторителлинга, который можно применять как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. В структуру техники входят следующие элементы: вступление, развитие событий, кульминация, заключение. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому они затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему и т.д.). В своей работе стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории. Данный метод позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств воспитаннико. Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Например, я использую в своей работе игру «Кубики историй», где каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. В данной игре взрослый может направлять и корректировать сюжетную линию в данном направлении. «Кубики историй» облегчают запоминание сюжета, эффективны в процессе рассуждения. Каждый ребенок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами.

Начиная сочинять историю, я продумываю, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Например:

«Рисовательная» визуальная история. Картинки, схемы нарисованы заранее моей рукой или художника, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми.

«Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

«Магнитная» визуальная история. Похожа на аппликационную. Единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

«Фланелеграфная» визуальная история. Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.

Невозможно представить работу по основам ресурсосбережения без взаимодействия с семьёй. Мною разработаны для родителей памятки «Учимся экономить воду и получать доход», «Энергосбережение», «Теплосбережение», «Правила безопасного пользования газовой плитой». Консультации «Экономическое воспитания детей в детском саду и семье», «Ресурсосбережение в быту» и т.д. Значимым в приобретения знаний и творческим по форме реализации стал конкурс совместных рисунков детей и родителей на тему «Я в стране своей живу – свет и воду берегу», где дети и родители смогли проявить свою фантазию и выразить своё отношение к окружающему миру. Ведь именно в семье ребенок впервые сталкивается с основами ресурсосбережения.

Я привлекала родителей к помощи детям в проведении исследований по расходованию природных ресурсов в домашних условиях и выявлении возможности их экономии. Также родители поделились опытом сохранения природных ресурсов у себя в квартирах, написав мини-сочинения и приняли участие в конкурсе видеороликов.

Таким образом, родители становятся равноправными партнёрами в формировании основ ресурсосбережения у детей.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Подведение итогов работы в этом направлении показало, что формирование основ ресурсосбережения у детей старшей группы способствует формированию эмпирического опыта каждого ребёнка, накоплению представлений в области экономики. У воспитанников отмечен рост познавательного интереса и любознательности, готовность к овладению соответствующими формами поведения, проявление чувства бережливости в повседневной жизни [1].

Анализируя результаты работы с родителями, их уровень активности в образовании детей, хочется отметить, что родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, уделять больше внимания вопросам основ ресурсосбережения в своей семье. Дети приобрели навыки разумного потребления электроэнергии, научились замечать потерю тепла в жилище и сообщать об этом родителям. Воспитанники осознанно стали ориентироваться в происходящем, бережно относиться к окружающей среде, приобрели навыки рационального природопользования. Таким образом, в результате систематической работы по формированию основ ресурсосбережения у детей старшей группы, при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, прослеживается положительная динамика.

  1. Заключение

В целях повышения качества образовательного процесса наработанный материал был систематизирован, применен на практике в Государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря».

В результате работы над опытом были изучены особенности формирования основ ресурсосбережения у детей старшей группы. Система работы в области ресурсосбережения позволила добиться устойчивых представлений и простейших навыков у детей.

Проведённая работа дала возможность донести до детей в такой увлечённой, интересной, познавательной, активной совместной художественной деятельности такие сложные понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и другие, и приобщить детей к ценностям нравственно-экономической культуры.

Я убеждена, что данный вопрос актуален и своевременен, требует дальнейшего глубокого научного изучения и разработки.

Таким образом, системность работы в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении по ресурсосбережению способствует повышению уровня осведомленности в данном вопросе у участников образовательного процесса и формированию сознания необходимости экономии и бережливости у будущего гражданина Республики Беларусь.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Педагогический опыт
Соседние подразделы:
Нормативное правовое обеспечение
Квалификационный экзамен
Информация об условиях и порядке аттестации на присвоение квалификационных категорий
Информация для педагогических работников об условиях и порядке аттестации на присвоение квалификационных категорий В связи с поступающими запросами физических и юридических лиц, касающихся...
Состав аттестационной комиссии
Советы педагогу, аттестуемому на квалификационную категорию
Сопровождение аттестации
Перспективный план аттестации педагогических работников

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"