Зубрицкая Анжела Анатольевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад №24 г. Мозыря»
Эффективные инструменты визуализации.pptx (51.5 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/irEADcxYjm6D9Ks6fGwdA3Lq
2 слайд
Проблема развития способностей воспитанников всегда являлась актуальной. Известно, что чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.
Одной из эффективных технологий активизации учебной информации является метод визуализации. Что же такое визуализация? Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
3 слайд
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике, т.к. использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению материала. На слайде представлены преимущества визуализации:
- Помогает воспитанникам правильно организовать и проанализировать информацию
- Развивает критическое мышление
- Помогает интегрировать новые знания
- Позволяет связывать полученную информацию в целостную картину, о том или ином явлении или объекте.
4 слайд
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т.д. С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг, интерактивный плакат, таймлайн, интеллект-карта, кроссенс, кластер.
5 слайд
Остановимся более подробно на некоторых технологиях.
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово кроссенс означает пересечение смыслов и придумано по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского обозначает пересечение слов.
Представляет собой замкнутое поле из 9 квадратов. При составлении кроссенса определяют тематику, подбирают изображения, иллюстрирующие общую идею, выделяют 9 элементов, имеющих отношение к идее и теме, перед воспитанниками ставится задача найти связь между элементами и определить последовательность; построить ассоциативную связь между образами и разгадать.
6 слайд
выделяют различные способы чтения кроссенса:
1 способ кроссенс нужно читать с первого квадрата, дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате;
2 способ:
кроссенс можно читать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями в этом квадрате.
3 способ: можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей, а центральная объединяет сразу несколько.
7 слайд
На слайде представлен фрагмент занятия по образовательной области «Музыкальное искусство»с использованием метода кроссенса. «Опиши музыку» Ребятам предлагается прослушать музыку и определить ее характер (кактус-колючая, самолет- быстрая и т.д.) . Воспитанники анализируют представленные изображения и делают вывод что это произведение П.И. Чайковского «Баба Яга». Кроссенс разгадан.
8 слайд
Кроссенс можно использовать и нерегламентированной деятельности воспитанников (общение). Беседа по теме "Весна. Признаки весны". Решение кроссенса- пора года весна. Кроссенс- хороший способ не только найти связи между явлениями , но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений.
9 слайд
Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: и слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко обьяснять сложный материал. Кроме того скрайбинг помогает детям приобрести качества, которые в будущем станут основой для развития логического, образного, креативного мышления, а также поможет сформировать умения работать в команде, принимать быстрые, практические решения.
Условно все скрайбинги можно разделить на следующие виды:
Рисованный. Классический вид скрайбинга. Человек рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются или наклеиваются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.
Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы
10 слайд
Основные этапы скрайбинга. Первое и самое важное – это научиться выделять основной смысл, который необходимо донести до детей.
Поэтому необходимо составить план:
- Придумать идею. Она должна быть понятной для воспитанников
- Подготовить сценарий. Заранее продумать и записать, о чем будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
- Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество, скорость, с которой они будут создаваться должны совпадать со временем на озвучивание.
11 слайд
Скрайбинг используется в специально-организованной и нерегламентированной деятельности. Например: занятие по образовательной области «Музыкальное искусство». Музыкальный руководитель использует магнитный скрайбинг «Сыграй ритм». При помощи картинок больших и маленьких инструментов дети закрепляют представления о коротких и длинных звуках и играют в ритмическом оркестре. На слайде еще представлена музыкально-дидактическая игра «Лесные жители» (аппликационный скрайбинг) дети слушают отрывки из музыкальных произведений, узнают их и помещают фигурки зверей на игровое поле.
12 слайд
Скрайбинг можно применять с раннего возраста. В 1 младшей группе
на занятии по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» представлен скрайбинг по теме «Домашние птицы».
Кроме того воспитатель использует магнитный скрайбинг для экранизации сказки «Колобок» и аппликационный скрайбинг для экранизации сказки «Репка» при организации нерегламентированной деятельности. Дети успешно и с большим интересом делают театрализацию знакомых сказок.
Скрайбинг немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки и схемы.
13 слайд
Интеллект-карты помогают показать воспитанникам связи между предметами и явлениями, разложить абстрактную или объемную информацию по полочкам. Это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями.
14 слайд.
Интеллект-карты дают возможность воспитанникам развивать интеллект, мышление, познавательную активность, речь, все виды памяти. Повышают результативность и работоспособность воспитанников. Кроме того формируют учебные умения и навыки, дают возможность задействовать оба полушария головного мозга, выявлять слабые места в освоении нового материала.
15 слайд
1 младшей группе занятие по образовательной области
«Ребёнок и природа» тема «Весна».
Главная картинка «Весна» располагается в центре листа. К картинке были подобраны изображения признаков весны, погодных условий, одежды весной и весенних деревьев. От центральной картинки дети рисуют прямые линии, каждый линия имеет свой цвет.
16 слайд
Во второй половине дня в художественно - речевой деятельности дети рассказывают русскую народную сказку «Колобок». В центре расположено изображение колобка, а вокруг – герои сказки. Дети, по наводящим вопросам воспитателя, рассказывают сказку и показывают героев.
У детей развивается творческое воображение, формируются умения и навыки, которые связаны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
17 слайд
Инфографика – это визуальное представление данных.
Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро и эффективно объяснить сложную информацию.
Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно сделать сложные сведения понятными и увлекательными. Инфографика позволяет «говорить» с ребенком на языке образов и ассоциаций. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия. Использовать инфографику в работе с детьми можно при ознакомлении с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности.
18 слайд
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:
– инструкция,
– памятка,
– плакат,
– путеводитель,
– статистика
19 слайд
Самая востребованная техника инфографики в детском саду – мнемотаблицы. Они способствуют быстрому запоминанию информации и ее воспроизведению путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. Педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.
Благодаря чему у воспитанников появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, увеличивается словарный запас, дети приобретают умения, свободно держатся перед аудиторией. Так же педагоги используют пиктограммы, фразовые конструкторы, схемы-описания, плакаты, путеводители.
20 слайд
Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу…).
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
21 слайд
На слайде представлена игра «Кубики историй» для воспитанников 2 младшей группы.
Суть игры «Кубики-историй» в том, что Вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек Ваше внимание.
22 слайд
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Начало формы
Конец формы
Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, на всех его этапах. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
23 слайд
На слайде представлено занятие по образовательной области «Ребенок и общество», тема «Транспорт».
Кластер оформлен на доске. Составляя кластер, воспитанники используют разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры, что позволяет выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Дети могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.
Слайд 24
Таймлайн (или «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе в разных образовательных областях, нерегламентированной деятельности.
«Лента времени» может использоваться в детском саду в рамках тематической недели или же служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме.
Слайд 25
На слайде представлена «Лента времени» по теме «Живая природа» , воспитанники анализируют цикл развития живых организмов. Кроме того мы используем «ленты времени» по теме «Мой родной город», так как эта работа будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут. «Ленты времени» целесообразно использовать и при изучении тем «Одежда и обувь», «Посуда», «Бытовая техника: старинная и современная», «Жилище человека», «Этапы посадки растения», «История развития спорта», и т.д.
26 слайд
В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные техники визуализации как по шаблонам, так и с чистого листа. Лучший онлайновый конструктор для создания рисунков, макетов, портфолио, схем - Canva. com.
27 слайд
Спасибо за внимание!