Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Педагогический диалог «Эффективные инструменты визуализации в образовательном процессе учреждений

Зубрицкая Анжела Анатольевна, заместитель заведующего по основной деятельности  ГУО «Детский сад №24 г. Мозыря»

Эффективные инструменты визуализации.pptx (51.5 Мб)

Ссылка для скачивания файлов:
 https://cloud.mail.ru/stock/irEADcxYjm6D9Ks6fGwdA3Lq

    2 слайд

Проблема развития способностей воспитанников всегда являлась актуальной. Известно, что чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации учебной информации является метод визуализации. Что же такое визуализация? Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

3 слайд

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике, т.к. использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению материала.  На слайде представлены преимущества визуализации:

  1. Помогает воспитанникам правильно организовать и проанализировать информацию
  2. Развивает критическое мышление
  3. Помогает интегрировать новые знания
  4. Позволяет связывать полученную информацию в целостную картину, о том или ином явлении или объекте.

4 слайд

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т.д. С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг, интерактивный плакат, таймлайн, интеллект-карта, кроссенс, кластер.

5 слайд

 Остановимся более подробно на некоторых технологиях.

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово кроссенс означает пересечение смыслов и придумано по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского обозначает пересечение слов.

Представляет собой замкнутое поле из 9 квадратов. При составлении кроссенса определяют тематику, подбирают изображения, иллюстрирующие общую идею, выделяют 9 элементов, имеющих отношение к идее и теме, перед воспитанниками ставится задача найти связь между элементами и определить последовательность; построить ассоциативную связь между образами и разгадать.

6 слайд

выделяют различные способы чтения кроссенса:

1 способ кроссенс нужно читать с первого квадрата, дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате;

2 способ:

кроссенс можно читать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями в этом квадрате.

 3 способ: можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей, а центральная объединяет сразу несколько.

7 слайд

На слайде представлен фрагмент занятия по образовательной области «Музыкальное искусство»с использованием метода кроссенса. «Опиши музыку» Ребятам предлагается прослушать музыку и определить ее характер (кактус-колючая, самолет- быстрая и т.д.) . Воспитанники анализируют представленные изображения и делают вывод что это произведение П.И. Чайковского «Баба Яга». Кроссенс разгадан.

8 слайд

Кроссенс можно использовать и нерегламентированной деятельности воспитанников (общение). Беседа по теме "Весна. Признаки весны". Решение кроссенса- пора года весна. Кроссенс- хороший способ не только найти связи между явлениями , но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений.

9 слайд

Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные  органы чувств: и слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко обьяснять сложный материал. Кроме того скрайбинг помогает детям приобрести качества,  которые в будущем станут основой для развития логического, образного, креативного мышления, а также поможет сформировать умения работать в команде, принимать быстрые, практические решения.

Условно все скрайбинги можно разделить на следующие виды:

Рисованный. Классический вид скрайбинга. Человек рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон  выкладываются или наклеиваются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.

Компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы

10 слайд

Основные этапы скрайбинга. Первое и самое важное – это научиться выделять основной смысл, который необходимо донести до детей.

Поэтому необходимо составить план:

  1. Придумать идею. Она должна быть понятной для воспитанников
  2. Подготовить сценарий. Заранее продумать и записать, о чем будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
  3. Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество, скорость, с которой они будут создаваться должны совпадать со временем на озвучивание.

11 слайд

Скрайбинг используется в специально-организованной и нерегламентированной деятельности. Например: занятие по образовательной области «Музыкальное искусство». Музыкальный руководитель использует магнитный скрайбинг  «Сыграй ритм». При помощи картинок больших и маленьких инструментов дети закрепляют представления о коротких и длинных звуках и играют в ритмическом оркестре. На слайде еще представлена музыкально-дидактическая игра «Лесные жители» (аппликационный скрайбинг) дети слушают отрывки из музыкальных произведений, узнают их и помещают фигурки зверей на игровое поле.

12 слайд

Скрайбинг можно применять с раннего возраста. В 1 младшей группе

на занятии  по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» представлен  скрайбинг по теме «Домашние птицы».

Кроме того воспитатель использует магнитный скрайбинг для экранизации сказки «Колобок» и аппликационный скрайбинг для экранизации сказки «Репка» при организации нерегламентированной деятельности.  Дети успешно и с большим интересом делают театрализацию знакомых сказок.

Скрайбинг немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки и схемы.

13 слайд

Интеллект-карты помогают показать воспитанникам связи между предметами и явлениями, разложить абстрактную или объемную информацию по полочкам. Это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями.

14 слайд.

 Интеллект-карты дают возможность воспитанникам развивать интеллект, мышление, познавательную активность, речь, все виды памяти. Повышают результативность и работоспособность воспитанников. Кроме того формируют учебные умения и навыки, дают возможность задействовать оба полушария головного мозга, выявлять слабые места в освоении нового материала.

15 слайд

1 младшей группе занятие по образовательной области

 «Ребёнок и природа» тема «Весна».

Главная картинка «Весна» располагается в центре листа. К картинке были подобраны изображения признаков весны, погодных условий, одежды весной и весенних деревьев. От центральной картинки дети рисуют прямые линии, каждый  линия имеет свой цвет.

16 слайд

Во второй половине дня в художественно - речевой деятельности дети рассказывают  русскую народную сказку «Колобок». В центре расположено изображение колобка, а вокруг – герои сказки. Дети, по наводящим вопросам воспитателя, рассказывают сказку и показывают героев.

У детей развивается творческое воображение, формируются умения и навыки, которые связаны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.

17 слайд

Инфографика – это визуальное представление данных.

Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро и эффективно объяснить сложную информацию.

Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно сделать сложные сведения понятными и увлекательными. Инфографика позволяет «говорить» с ребенком на языке образов и ассоциаций. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия. Использовать инфографику в работе с детьми можно при ознакомлении с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности.

18 слайд

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:

– инструкция,

– памятка,

– плакат,

– путеводитель,

– статистика

19 слайд  

Самая востребованная техника инфографики в детском саду – мнемотаблицы. Они способствуют быстрому запоминанию информации и ее воспроизведению путём образования ассоциаций. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением. Педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам.

Благодаря чему  у воспитанников появляется интерес  к заучиванию стихов и потешек, увеличивается словарный запас, дети  приобретают умения,  свободно держатся перед аудиторией. Так же педагоги используют пиктограммы, фразовые конструкторы, схемы-описания,  плакаты, путеводители.

 

20 слайд

Простыми словами сторителлинг – это способ передачи информации через историю (сказку, притчу…).

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.

21 слайд

На слайде представлена игра «Кубики историй» для воспитанников 2 младшей группы. 

Суть игры «Кубики-историй» в том, что Вы бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек Ваше внимание.

22 слайд

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Начало формы

Конец формы

Возможно применение кластера на протяжении всего занятия, на всех его этапах. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

23 слайд

На слайде представлено занятие по образовательной области «Ребенок и общество», тема «Транспорт».

Кластер  оформлен на доске. Составляя кластер, воспитанники используют  разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры, что позволяет выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Дети могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.

Слайд 24

Таймлайн (или «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе в разных образовательных областях, нерегламентированной деятельности.

«Лента времени» может использоваться в детском саду в рамках тематической недели или же служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме.

Слайд 25

На слайде представлена «Лента времени» по теме «Живая природа» , воспитанники анализируют цикл развития живых организмов. Кроме того мы используем  «ленты времени» по теме «Мой родной город», так как эта работа будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут. «Ленты времени» целесообразно использовать и при изучении тем «Одежда и обувь», «Посуда», «Бытовая техника: старинная и современная», «Жилище человека», «Этапы посадки растения», «История развития спорта»,   и т.д.

26 слайд

В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные техники визуализации как по шаблонам, так и с чистого листа. Лучший онлайновый конструктор для создания рисунков, макетов, портфолио, схем  - Canva. com

27 слайд

 Спасибо за внимание!

Соседние подразделы:
Программа РРЦ ИТ 13.04.2023
Актуализация проблемы
Презентация "Эффективные инструменты визуализации"
Презентация семинара-практикума
Использование интерактивных игр в работе с детьми дошкольного возраста
Интерактивная игра как активный метод обучения воспитанников с ОПФР

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"