Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Наш опыт работы

В сборнике научных статей XIII Международного научно-практического семинара "Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы", который состоялся 21- 22 апреля 2022 года в г. Барановичи, представлен опыт работы педагогов:

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Название статьи

Номер страницы

1

Леоненко Елена Адамовна

Бобровская Марина Александровна

 

заместитель заведующего по основной деятельности воспитатель дошкольного образования

 

«Развитие конструктивно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством техники оригами»

167 - 169

Тренинг для педагогов «Использование методов Арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания»

Лещинская Ольга Викторовна,
педагог-психолог
второй квалификационной категории

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Познакомить с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
3. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов.

Материалы и оборудование: звёздочки разных цветов, цветные карандаши, листы бумаги на каждого участника, ролик «Что такое эмоциональное выгорание глазами детей», фоновая музыка, памятка для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания», анкета «Обратная связь», презентация «Эмоциональное выгорание педагога».

Ход тренинга
Слайд 1
Перед участниками лежат звёздочки разного цвета, предлагается выбрать ту, которая характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Участники делают свой выбор, ведущий зачитывает характеристики каждого цвета:
Слайд 2
Черный – вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
Слайд 3
Коричневый – вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Слайд 4
Красный – вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
Слайд 5
Желтый – ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Слайд 6
Зеленый – состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Педагогам предлагается посмотреть ролик «Что такое эмоциональное выгорание педагога глазами детей».
Обсуждение ролика.
Слайд 7
Выступление педагога-психолога: часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными.
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.
Слайд 8
Симптомы эмоционального выгорания
Поведенческие:
Сопротивление выходу не работу
Частые опоздания
Откладывание деловых встреч
Уединение, нежелание видеть коллег
Нежелание видеть детей
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Слайд 9
Аффективные (эмоциональные):
Утрата чувства юмора
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
Повышенная раздражительность
Ощущение придирок со стороны других
Равнодушие
Бессилие, эмоциональное истощение
Подавленное настроение
Слайд 10
Когнитивные:
Мысли о смене профессии, уходе с работы
Слабая концентрация внимания, рассеянность
Ригидность мышления, использование стереотипов
Сомнения в полезности работы
Разочарование профессией
Циничное отношение к детям, коллегам
Озабоченность собственными проблемами

Слайд 11
Физиологические:
Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
Длительно текущие незначительные недуги
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
Усталость, быстрая физическая утомляемость
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
Обострение хронических заболеваний
Слайд 12
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Проще относиться к конфликтам на работе;
- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. «И неповторимых заменили и незаменимых превзошли».
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.
Практическая часть.
Слайд 13
Упражнение «Дорисуй рисунок»
Педагогам предлагается нарисовать одну деталь на листе белой бумаге цветными карандашами (круг, волна, горы, квадрат и т. д.) и передать соседу. Следующий рисует то, что чувствует, так каждый рисунок обходит круг, пока не дойдет до хозяина. Дается 2-3 минуты на каждый рисунок. Необходимо узнать свой рисунок.

Слайд 14
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Время: 15-20 минут
1 группа:
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Далее предлагается каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился и разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
2 группа
Инструкция: «Вам необходимо нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога и разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания. Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача педагога-психолога сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Слайд 15
Техника «Мандалатерапия»
Мандала – в переводе с санскритского обозначает «круг». Это некое изображение, композиция, заключённая в круг или в квадрат, но имеющее границы. В различных культурах несёт в себе сакральное знание, скрытую, зашифрованную информацию. Часто ритуальное использование мандал находило отражение в отношении к ней как к амулету, оберегу, талисману.
Вам необходимо раскрасить мандалу цветными карандашами. Мандала- терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.
Основные символы в мандале:
Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.
Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.
Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.
Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.
Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.
Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.
Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.
Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.
Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.
Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.
Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.
Корни – связь с родными, с родной землёй.
Деревья – мироздание, основательность.
Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.
Собака – дружелюбие, преданность.
Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.
Змея – мудрость, хитрость.
Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.
Голубь – счастье, любовь.
Павлин – сила характера, гордость.
Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.
Рыба – уединение, желание справедливости.
Цвета и значения:
1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное. Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.
Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.
Диагностика по сочетанию цветов:
• Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
• Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
• Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
• Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
• Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
• Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.
Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета;
– пространственное расположение:
• Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
• Контур – ключ взаимодействия с миром.
• Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.
Слайд 16
Упражнение «Ваши жизненные ценности»


Эта фигурка сознательно лишена всех внешних деталей, у нее нет ничего – ни черт лица, ни волос, ни одежды, ни даже пола. Вам нужно сделать из этой «заготовки» человека, снабдив его всем необходимым для жизни. Рисуйте все, что вы сочтете нужным, не забудьте про фон.
Ключ к тесту
Внимательно посмотрите на ХАРАКТЕР ЛИНИЙ ваше¬го рисунка.
Если вы СИЛЬНО НАЖИМАЛИ на карандаш или ручку, старательно (возможно, несколько раз) обводя каждую деталь, то можно предположить, что вы при¬верженец традиций и всегда строго соблюдаете все пра¬вила и предписания. Вы боитесь совершить неловкий поступок и выставить себя в дурном свете или оказать¬ся всеобщим посмешищем. Поэтому вы часто ведете себя не так, как вам бы хотелось, предпочитая офици¬альность и регламентированность естественности и простоте.
Если все ЛИНИИ на вашем рисунке ТОНКИЕ И НЕ¬БРЕЖНЫЕ, то, скорее всего, вы легкий в общении и веселый человек. Однако если ЛИНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО и они неряшливо ПУТАЮТСЯ и налезают друг на друга, то это значит, что вы слишком легко¬мысленный и ветреный человек, что называется, без царя в голове.
Теперь остановимся на тех ДЕТАЛЯХ, которыми вы снабдили свой рисунок.
Если вы сделали главный упор на ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, тщательно прорисовав все детали лица, конечностей, волос и так далее, то это говорит о вашем желании нравиться противоположному полу. Чем рез-че ваш рисунок, тем активнее вы себя ведете на лю¬бовном поприще. Вы не представляете себе жизни без любви.
Если вы основное внимание уделили ОДЕЖДЕ ЧЕ¬ЛОВЕКА, то это означает не что иное, как ваш страх быть самим собой. Вы стараетесь спрятать от людей свою истинную сущность, все время играете какую-то роль, придумываете себе имиджи, лишь бы никому не показать себя настоящего. Возможно, это следствие вашей ранимости — вы не хотите, чтобы вам причинили боль. Или же вы неуверены в себе, стеснительны и робки. Как бы там ни было, вы оберегаете от окружаю свой внутренний мир, поскольку это ваше главное богатство.
Если вы нарисовали рядом с человеком другого ЧЕЛОВЕКА, СОБАКУ, какое-то иное ЖИВОТНОЕ, то сразу можно понять, что вы нуждаетесь в общении. Для вас главная жизненная ценность — это отношения с другими людьми, любовь, дружба, взаимопонимание.
Если вы нарисовали рядом с человеком ДОМ, то это говорит о вашем стремлении достигнуть хорошего положения в обществе, для вас очень важен социальный статус.
Все ПРЕДМЕТЫ БЫТА, нарисованные вами ряд с человеком, говорят о том, что ваши жизненные ценности лежат в материальной плоскости.

Слайд 17
Упражнение «Психологическая зарядка»
1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторяем: «Я одобряю себя»;
2. Ноги на ширине плеч вращаем головой по часовой стрелке, повторяем: «Я думаю о хорошем»;
3. Принимая позу цапли: руки в стороны, поднимаем ногу правую, затем левую согнутую в колене и говорим: «Я королева»;
4. Массируем мочки ушей, зажмуриваем попеременно левы и правый глаз, повторяем: «Будущее прекрасно»;
5. Положив руки на грудь «Я на свете всех умней», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого», напрячь ягодицы «Проживу теперь сто лет»;
6. Сжать кулаки, делая вращения руками, произносим: «На пути у меня нет преграды, все получится так ка надо»;
7. Ладони на животе, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторяем: «Радость, любовь, здоровье»
8. Подмигнув правым глазом, подпрыгнуть на правой ноге повторяем: «Я хозяйка своей судьбы»;
9. Напрягая и расслабляя ягодицы, повторяем: «Я обладаю силой, волей и мудростью»;
10.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», делая глубокий выдох, произносим «У меня все получится».
Слайд 18 Анкета «Обратная связь»
Слайд 19 Стихотворение
Слайд 20 Напутствие
Слайд 21 Спасибо за внимание.

Используемые источники:
1. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; 2019. – 480 с.
2. Пралеска: 2011 № 4 стр.16, 2011 № 6 стр. 27 (Психологический тренинг для педагогов «Боремся со стрессом»), 2012 № 3 стр. 52;
3. Здаровы лад жыцця: 2008 № 2, стр.55-58 («Синдром хронической усталости»), 2008 № 3, стр. 57-61 (Психолого-педагогический семинар «Синдром эмоционального выгорания учителя).
4. Башлакова, Л.Н., Мартынова Л.А. Психологические занятия – тренинги в детском саду: Пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.Н. Башлакова, Л.А. Мартынова – Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 208 с.
5. Иванова, Н.Голубева, Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. – 2004№ 8, 11
6. Опыт работы педагогов-психологов ГУО «Ясли-сад № 17 г.Мозыря»,. ГУО «Санаторный ясли-сад № 13 г.Мозыря», ГУО «Ясли-сад № 28 г.Мозыря»

 

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

Ваши пожелания
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________


Памятка по предотвращению эмоционального выгорания педагогов:
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, работа - деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. По возможности путешествуйте, набирайтесь впечатлениями, расширяйте свой кругозор.
9. Выберите себе увлечение или хобби.
10. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
11. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Дополнительные подразделы:

Новости
Заседание РРЦ для воспитателей дошкольного образования "Планирование нерегламентированной деятельнос

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"